Создатель легендарного танка Т-34.

К столетию со дня рождения М.И.Кошкина.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 г. в деревне Брынчаги Ярославской области. Когда ему было 7 лет на лесозаготовках погиб отец. Мать пошла батрачить, чтобы прокормить трех детей.

Старший - Миша все же окончил сельскую трехклассную школу и его в одиннадцать лет отвезли на заработки в Москву, где устроили на работу в кондитерскую мастерскую. Кстати, профессию кондитера он освоил досконально и в дальнейшем, до поступления в институт, неоднократно работал на различных кондитерских предприятиях.

В 1917 г. был призван в Красную Армию. После окончания гражданской войны был направлен в Коммунистический университет, где учился с 1921 по 1924г. После его окончания работал на различных административных и партийных должностях.

В 1929 семейного тридцатилетнего инициативного работника в числе "парттысячников" направили для обучения в Ленинградский политехнический институт. М.И.Кошкин был зачислен на кафедру "Автомобили и тракторы".

В это время на кафедре работал очень сильный преподавательский состав. Среди них известные ученые профессоры В.Ю.Гиттис (завкафедрой), Л.В.Клименко (будущий заведующий) и др. Кафедра имела тесные связи с промышленными предприятиями и принимала участие в освоении заводской продукции. Так, проф. Клименко одновременно работал на заводе "Красный путиловец", где руководил разработкой конструкций и организацией производства легковых автомобилей Л-1 и пропашных тракторов типа У-1 и У-2. С другой стороны к преподаванию на кафедре привлекались заводские ведущие специалисты.

Все это создавало на кафедре творческую атмосферу, позволяющую готовить специалистов широкого профиля, с глубокой фундаментальной подготовкой. Повышению профессиональной компетенции способствовали и объемные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, к выполнению которых широко привлекались студенты старших курсов. Такое построение учебного процесса позволяло, в зависимости от потребности промышленности, менять акценты в обучении инженеров и выпускать квалифицированных специалистов как по автотракторной технике, так и по машинам военного назначения.

В 30-е годы в Ленинграде формировалась научная и производственная база танкостроения и кафедра "Автомобили и тракторы" явилась основным звеном по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли. В те годы на кафедре учились такие выдающиеся впоследствии разработчики танков, как Герой соц.труда, лауреат Гос.премии М.И.Кошкин (танк Т-34), трижды Герой соц.труда, лауреат Ленинской и 5-ти Гос.премий Н.Л.Духов (тяжелые танки, атомный щит Родины), Герой соц.труда, лауреат Ленинской и Гос.премий С.П.Изотов (авиационные двигатели, газотурбинный двигатель для танка), дважды лауреат Гос.премий Л.Е.Сычев (тяжелые танки, трелевочный трактор) и многие другие.

Жажда к знаниям, стремление к самостоятельной работе заставляли Михаила Кошкина основное время проводить в аудиториях и библиотеках. А еще и постоянная общественная работа, а также необходимость подрабатывать на пропитание своей семьи заставляли работать до глубокой ночи, выполняя хоздоговорные расчетные и экспериментальные исследования по заказам промышленности. Напряженная работа не прошла даром. Сформировался квалифицированный специалист, обладающий хорошей конструкторской подготовкой, обширной расчетно-теоретической практикой, организаторскими навыками, умением анализировать сложные вопросы и решительностью по взятию на себя ответственности за принятые решения. Закрытый дипломный проект был посвящен оригинальной танковой трансмиссии и выполнялся для реального опытного объекта по заданию промышленного предприятия.

После успешной защиты в 1934 году инженер М.И.Кошкин был направлен на работу на Ленинградский завод опытного машиностроения им. С.М.Кирова Танковое производство на этом заводе было организовано в начале 30-х годов после того, как Правительство СССР поручило заводу реализовывать большую программу опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по боевым машинам. На заводе конструировались, изготавливались и испытывались не только опытные образцы танков, но и отдельные узлы и агрегаты машин перспективного направления. Так, на этом заводе был изготовлен опытный образец среднего трехбашенного гусеничного танка Т-28, который затем крупной серией выпускался на заводе "Красный путиловец" (в будущем Ленинградском Кировском заводе).

Кстати, на одной из массовой медали "За отвагу" отчеканен именно этот танк, что свидетельствует о его большой популярности в те годы. На заводе были разработаны и изготовлены опытные колесно-гусеничные и чисто гусеничные машины (Т-43, Т-46-1, Т-29, Т-46-5, Т-100), оказавшие существенное влияние на общее развитие бронетанковой техники предвоенной и военной поры.

Опытный завод имел в то время достаточно хорошую производственно-технологическую и опытно-экспериментальную базу. Многочисленные и напряженные разработки боевых машин проводились под руководством таких известных конструкторов как С.А.Гинзбург, Н.В.Цейц, Л.С.Троянов и др. Все это создало условия для формирования и развития способностей у целой группы выдающихся танковых конструкторов М.И.Кошкина, И.В.Гавалова, И.С.Бушнева, А.Е.Сулина и др., которые начали свой трудовой путь на этом заводе.

Особенно высокая результативность была отмечена у М.И.Кошкина. Он проработал на этом заводе всего 2,5 года и прошел путь от должности простого инженера-конструктора до заместителя начальника конструкторского бюро, был награжден орденом Красной Звезды. В январе 1937 года нарком тяжпрома СССР Г.К.Орджоникидзе издал приказ, по которому М.И.Кошкин назначался главным конструктором танкового КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) им.Коминтерна.

По утверждению работников завода, при принятии такого решения немалую роль сыграло и желание наркома уберечь талантливого конструктора от жестоких репрессий в связи с убийством С.М.Кирова, которые дошли и до руководителей ленинградской военной промышленности. В то время ХПЗ серийно выпускал легкие колесно-гусеничные танки типа БТ (быстроходный танк) с противопульной броней и сравнительно слабым вооружением (калибр пушки 45 мм). Они имели повышенную оперативную подвижность, поскольку на колесном ходу могли двигаться по хорошим дорогам с большой скоростью и запасом хода. Эти танки совместно с нашими легкими танками Т-26 широко использовались на стороне республиканцев во время гражданской войны в Испании.

Советские танки, особенно БТ-5, имели явное превосходство перед итальянскими и немецкими танками, воевавших в рядах мятежников. Однако, ситуация изменилась после поставок мятежникам немецких противотанковых пушек с новыми бронебойными снарядами шведской фирмы "Бофорс". Потери среди наших танков резко возросли, о чем наше правительство было незамедлительно поставлено в известность.

В результате основным танковым КБ было выдано задание о срочной разработке новых танков с мощным противоснарядным бронированием. Применительно к ХПЗ в тактико-технических требованиях военный заказчик уточнял, что танк должен иметь колесно-гусеничный ход. Именно с таким заданием прибыл М.И.Кошкин к новому месту назначения.

Для М.И.Кошкина работа над колесно-гусеничной машиной не представляла большого интереса. В КБ Ленинградского опытного завода, откуда он прибыл, уже был спроектирован и изготовлен средний трехбашенный колесно-гусеничный танк Т-29 с повышенной защитой, и М.И.Кошкин имел свое мнение о потенциальных возможностях машин такого типа. Но задание было получено, финансирование открыто и началась напряженная работа.

Для разработки нового колесно-гусеничного танка М.И.Кошкин подобрал группу из наиболее способных работников КБ. Руководителем проекта был назначен талантливый конструктор А.А.Морозов (будущий дважды Герой соц.труда, Главный конструктор средних и основных танков в военный и послевоенный период). С самого начала группе пришлось решать много сложных вопросов, чаще всего взаимно исключающих друг друга. Например, увеличение толщины броневой защиты приводило к повышению массы, что снижало скорость и маневренность машины. При этом каждое решение имело множество вариантов, а нужно выбрать оптимальный.

Естественно, последнее слово оставалось за главным конструктором. Но и ответственность ложилась только на него. А в то время даже малые просчеты могли привести к трагическим последствиям. В процессе проектирования колесно-гусеничного танка, получившего индекс А-20, было найдено много прогрессивных решений.

Во-первых, сохранена однобашенная компоновка, тогда как среди военного начальства существовало мнение о том, что огневую мощь нужно увеличивать за счет многобашенной схемы.

Во-вторых, броневая защита увеличена не только за счет повышения толщины прокатных листов, но и, главное, путем придания лобовым и бортовым листам рациональных углов наклона.

Весьма важным оказалось и решение об установке пожаробезопасного дизельного двигателя В-2. В последнем случае некоторые оппоненты отвергали этот двигатель, ссылаясь на ненадежную работу (большая вибрация) при использовании его на танке БТ-7м.

Однако желаемого результата по А-20 достигнуто не было и препятствием служил колесно-гусеничный движитель. Дело в том, что все выпускаемые ранее танки типа БТ (с массой 11 - 13 т) имели четыре пары катков, из которых последняя пара была выполнена ведущей, а передняя - управляемой. При увеличенной массе (а у танка А-20 масса равнялась 18 т) для надежного движения с необходимой скоростью сцепного веса одной ведущей пары уже не хватало и требовалось делать ведущими три пары катков. Все это резко усложняло привод к каткам, ухудшало тормозные качества машины, ее управляемость и плавность хода.

Но самое главное, такая конструкция ходовой части, без ее коренной переделки, не позволяла увеличивать массу танка, т.е. производить модернизацию и дальнейшее совершенствование. Для повышения боевых качеств машины М.И.Кошкин, с согласия конструкторской группы, принимает решение о разработке в инициативном порядке параллельного проекта чисто гусеничного танка с индексом А-32. В этом случае все ограничения по сцепному весу опорных катков отпадают, гусеничный движитель становится более простым и надежным, открываются хорошие возможности для совершенствования конструкции всего танка.

Когда на Военном совете М.И.Кошкин докладывал о разработанных проектах танков А-20 и А-32 и высказался в пользу последнего, как более перспективного танка, военные представители с ним не согласились и рекомендовали продолжить работу по колесно-гусеничному варианту. Но последним выступил И.В.Сталин, который предложил поверить конструктору и дать ему возможность довести машину до обещанного уровня. Доработка танка была проведена в короткие сроки, при этом его боевые качества удалось резко повысить.

Так, толщина броневой защиты корпуса и башни возросла до 45 мм (у А-20 соответственно 25 мм), появилась возможность установить пушку калибром 76 мм (у А-20 -45 мм), при этом скорость движения и маневренность остались почти неизменными. После изготовления танку был присвоен индекс Т-34.

В конце зимы 1940 года И.В.Сталин назначил просмотр и оценочные испытания танка Т-34 на основном танковом полигоне под Москвой. М.И.Кошкин принимает решение вести два танка своим ходом, чтобы в тяжелых условиях произвести предварительную проверку ходовых качеств. Поскольку танки относились к сов.секретным объектам, их вели глухими проселочными дорогами или вообще по заснеженному бездорожью и в основном в ночное время. Возглавлял походную группу сам М.И.Кошкин и часто подменял водителей, которые в это время отдыхали в жилой кабине тягача, сопровождающего замаскированные танки.

Без единой поломки танки прибыли в Москву и были в Кремле представлены И.В.Сталину и другим членам правительства. Танки понравились и прямо из Кремля были направлены на Кубинский полигон для окончательной проверки. Они были подвергнуты жестоким, напряжеенным испытаниям и с честью их выдержали. По результатам этих испытаний было принято решение о запуске танков Т-34 в серийное производство.

После окончания испытаний М.И.Кошкину было предложено выехать в Харьков поездом, он отказался. Решили возвращаться окружным путем через Минск и Киев. Шли обратно в апрельскую распутицу с большим воодушевлением, но здесь случилась большая беда.

При переходе по льду реки Северный Донец второй танк, ведомый М.И.Кошкиным, проломил лед и ушел под воду. М.И.Кошкина, а затем и танк вытащили, но переохлаждение оказалось для М.И.Кошкина роковым. Все лето он проболел. Находясь на больничной койке, он подписывал рабочие чертежи для серийного производства. 26 сентября 1940 года он скончался.

Главным конструктором танкового КБ Харьковского завода им.Коминтерна был назначен А.А.Морозов. Серийное производство танка Т-34 было освоено в самое короткое время. Во время войны машина выпускалась на нескольких заводах. Это был самый массовый танк, который, при этом, сочетал в себе все основные качества в наиболее оптимальных пропорциях. В нем с самого начала были заложены такие потенциальные возможности, что он без принципиальных изменений, только лишь за счет периодической модернизации прошел всю войну, оставаясь грозной боевой машиной перед сильнейшим противником.

Михаил Ильич Кошкин за свою недолгую творческую жизнь разработал и довел до серийного образца только одну машину. Но какую! По инициативе зарубежных специалистов танк Т-34 был признан лучшим танком II-ой мировой войны. Он оказал решающее влияние на все послевоенное развитие мирового танкостроения.

За разработку танка Т-34 М.И.Кошкину посмертно присуждена Сталинская премия (1942 г.) и присвоено звание Героя Социалистического Труда (1990г.).